Время создавать новую отрасль

Время создавать новую отрасль
7 декабря 2018 г
О перспективах России на мировом рынке медицинского туризма мы расспросили председателя Ассоциации лечебного и оздоровительного туризма Галину Гурову.
– Почему задача развития медицинского туризма в России сегодня становится особенно актуальной? 

 – Медицинский туризм – это очень прибыльная сфера, которая не тратит ресурсы государства, а наоборот – позволяет инвестировать прибыль в еще более высокотехнологичную медицину, развивать здравоохранение. Более 50 стран мира объявили медицинский туризм приоритетом государственной политики и вкладывают огромные деньги в его развитие и продвижение на международном уровне. 

У России есть огромное преимущество – единый язык для 14 бывших республик СССР, заслуженно высокий авторитет медицинских школ и направлений, уникальное соотношение «цена – качество» на фоне высокой стоимости европейских и американской валют. При этом в 2017 году в России прошло лечение только 10,5 тысячи иностранных пациентов, а в Германии 215 тысяч, и стоимость их лечения составила 1 млрд евро. В Таиланде, куда едут за пластикой и разного рода «красотой», в 2015 году 3 миллиона медицинских туристов оставили в стране 4 млрд долларов! Для сравнения, 10 млрд долларов – выручка всей платной медицины России за год. 

– Какие шаги должно предпринять государство, чтобы способствовать развитию этого направления? На примеры каких стран мы можем ориентироваться в этом движении?
 
– Государственные программы поддержки есть во многих странах. Например, в Турции создано министерство медицинского туризма и принята государственная политика, ставящая целью к 2025 году выйти в топ-5 стран въездного туризма. В частности, для русскоязычного рынка два раза в год бесплатно проводятся крупные международные мероприятия: выставки, ознакомительные туры на термальные курорты для более чем 2 500 гостей. Для продвижения медицины Турции специально создано международное агентство THTC, имеющее филиалы во всех крупных городах бывшего СССР. Частным инвесторам в сфере медицины дается грант, равный собственным инвестициям. Ведется активная межгосударственная рекламная кампания. Создана единая информационная платформа, где обрабатывается каждый запрос и выдается перечень необходимых больниц и врачей. Пациентам предоставляется скидка на авиабилет. 

В Южной Корее также создано министерство медицинского туризма и принята государственная политика. В ее основе провозглашено шесть ценностей. Среди них – прозрачность (цены, методики, профайлы врачей находятся в открытом доступе; иностранцам возвращается налог с оплаты медицинских услуг), доверие (действует страховка от медицинских ошибок, создан протокол управления рисками), безопасность (клиники, принимающие иностранных пациентов, проходят госаккредитацию), защита иностранных пациентов (введен лимит агентских наценок, препятствующий завышению цен). Кроме того, в стране действует обязательная программа повышения квалификации кадров, а для иностранных пациентов предусмотрено льготное оформление медицинской визы, работает информационный центр. В итоге уже в 2016 году Корею посетило более 360 тысяч международных пациентов.

В Китае для медицинского туризма выделена отдельная зона – остров Хайнань, где сейчас ведется беспрецедентная даже по меркам Китая стройка. 

При этом существуют страны – лидеры сферы, в которых отсутствует господдержка. Такие, например, как Израиль. Сейчас общественность страны выступает против массового медицинского туризма, так как лучшие врачи и лучшее оборудование обслуживают иностранцев. Государство занимает нейтральную позицию, поскольку доходы от медтуризма – в пятерке основных в бюджете страны. 

Правительство Испании только начинает делать первые шаги в этом направлении, хотя потенциал страны очень высок: высочайшая квалификация врачей, самое современное оборудование, невысокие относительно остальной Европы цены, прекрасный климат и развитая в целом туристическая инфраструктура.
 
– Что именно предлагает АЛОТ будущим членам? На что могут рассчитывать клиники – члены ассоциации? 

– Главное, что мы предлагаем, – системная продуманная стратегия продвижения на целевые рынки в составе сильных, неконкурирующих клиник. В одиночку с этой задачей ни одна клиника не справится: не хватит ни бюджета, ни человеческих ресурсов. И это нормально: задача медицинского учреждения – лечить, а не продавать свои услуги. Этим должны заниматься отдельные структуры – такая схема работает во всем мире. 

Цель Ассоциации – помочь клиникам выйти на внешние рынки, а глобально – помочь государству сформировать успешную отрасль. Сейчас в некоторых областях на уровне региональных министерств готовятся законодательные инициативы, которые облегчат и систематизируют работу всех участников сферы медицинского туризма.

– Пациенты из каких стран могут заинтересоваться услугами российских врачей? 

– Наша страна огромна, и каждая область имеет свой географический приоритет: Петербург может быть интересен Финляндии, Новосибирск – Китаю, Монголии, восточному и центральному Казахстану. Самара будет иметь наибольший пациентопоток из западного Казахстана, Армении, Узбекистана, Киргизии и других стран бывшего СССР. Если говорить о межрегиональных пациентах, то традиционно в наши клиники едут из Ульяновска, Пензы, Саранска.

Наиболее перспективные направления: пластика (ДКБ), ЭКО и репродукция («Династия», «Мать и Дитя», «Медгард»), диагностика (Самарский диагностический центр), ортопедия («Мать и Дитя», ДКБ, Сергиевские минводы), кардиология (Кардиоцентр, в будущем – «Клиника сердца»). А конкурировать нам придется с клиниками Москвы, Турции, Индии и Южной Кореи. 

– Каким клиникам следует входить в АЛОТ? Кто должен быть в авангарде развития медицинского туризма в стране? 
 
– Это непростой вопрос. Наиболее подготовлены сейчас к работе с потоком медицинских туристов крупные частные клиники: «Мать и Дитя», Дорожная клиническая больница и такие специализированные медицинские центры, как «Династия». 

Крупным государственным больницам, несмотря на всю их оснащенность и высокий профессионализм, не хватает мотивации на уровне высшего руководства. А у нас в России, если первое лицо не заинтересовано, любой вопрос будет перекладываться из долгого ящика в бесконечно долгий ящик.