В НАСТАВНИКИ - ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ

В НАСТАВНИКИ - ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ
1 сентября 2015 г
Как будут учить и учиться в 2030 году? Этим вопросом задались российские и зарубежные эксперты — участники семинара «Глобальное будущее образования», прошедшего 7 октября 2014 года в рамках Московского международного салона образования. Предлагаем вниманию читателей их футуристический прогноз
БЕЗ ОЦЕНОК И ДИПЛОМОВ
Через десять-двадцать лет, как полагают эксперты, у каждого человека будет своя, индивидуальная образовательная траектория, поддерживаемая развитой техносредой.
Часть людей будет сама определять свой алгоритм развития, часть — выбирать уже готовые модели. Например, можно будет взять за основу путь ставшего успешным человека и применить эту модель на собственной практике. Будут наставники, которые помогут ориентироваться в образовательном пространстве, и разные способы фиксирования успехов — портфолио, социальные оценки. Исследования показывают, что в скором будущем произойдет отказ от отметок, а в отдаленной перспективе уйдет и такая форма, как диплом учебного заведения — возможно, они останутся у десяти-пятнадцати самых известных вузов и будут лишь подобием «рыцарского титула», который архаичен, но выглядит достойно.
Следующий тренд — прямое инвестирование в людей, в их конкретные способности. Прогнозируют даже такое явление, как «людиардеры» — это те, кто через десять лет будет владеть миллиардами благодаря прямым вкладам в таланты. В качестве примера можно привести проект UpStart, предполагающий вложение суммы до 200 тыс. долларов и договор о персональном контракте, согласно которому человек делится доходом со своим спонсором на протяжении пяти лет. Деньги могут идти и на стартап, и на стажировку, и на обучение. Для подобных проектов будет активно развиваться образовательная инфраструктура. В перспективе на цифровом рынке появится «Университет для миллиардов», где будет обучаться очень большое количество людей. Уже есть площадки, которые заявили о своей готовности к 2020 году создать подобный вуз.
Серьезную альтернативу действующим образовательным институтам составит игровая среда, в том числе видеоигры с обучающими компонентами. Важнейшей формой в образовательном процессе через двадцать лет станет искусственный интеллект — электронный наставник. И уже сейчас ясно, что те учителя, которые не смогут включить в свою деятельность эти инновации, не выдержат конкуренции.
 
УЧИСЬ ВСЮ ЖИЗНЬ
Совершенно новый подход к образованию представляет собой концепция обучения на протяжении всей жизни (Lifelong Learning). Она предполагает, что образование — это не спринт в нашем жизненном цикле, а марафон, который нужно пробежать до конца.
Такое обучение может достигаться как формальными методами (получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации), так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из самой жизни. Люди независимо от их возраста — и в 5, и в 30, и в 70 лет — получат возможность для реализации абсолютно любых учебных интересов и предпочтений. Lifelong Learning предполагает обучение не только профессиональным, но и социальным знаниям и умениям, взаимодействию с другими людьми (разрешение конфликтов, развитие коммуникативных навыков, толерантность к иным культурам и так далее), а также физическое, интеллектуальное, эмоциональное воспитание, развитие эстетической
восприимчивости, духовности. Принятие этой концепции в масштабах целых
стран благотворно скажется на формировании человеческого и интеллектуального капитала, тем самым помогая развитию экономики.
 
Материал подготовили Анна Тигина, Оксана Ярун


Теги: Проекты и предложения