Поэт Михаил Куншт: «Надо учить добру с младых ногтей»

Поэт Михаил Куншт: «Надо учить добру с младых ногтей»
10 декабря 2018 г
- Михаил Семенович, как по-вашему, необходимо ли современному писателю иметь профильное, литературное образование? Или способность писать дается свыше и никакими «корочками» не может быть подтверждена? 
 
- Чтобы быть образованным, не достаточно «получить» образование – важны фундаментальные знания, умение думать и логически рассуждать. Наука развивается со стремительной скоростью, и сейчас люди стараются быть в курсе последних достижений. Но не слежение за модными тенденциями, а обучение в течение всей жизни – вот что делает человека образованным.
 
У меня нет литературного образования, и своё призвание в поэзии я нашёл уже в сознательном возрасте. Я родился и вырос в г. Куйбышеве в семье рабочих, после окончания средней школы служил в рядах Советской Армии, как служил мой отец и дед. Большую часть своей жизни я посвятил восточным единоборствам, 15 лет работал тренером по рукопашному бою и параллельно осваивал бильярдную игру. 

И при этом я могу сказать точно, что никогда не переставал учиться. 
 
Сейчас смотрю, как учится внук. На сегодняшний день, образование, которое дается в школах – это слишком большие нагрузки за очень короткое время. Нет времени на самообразование, мало уделяют времени литературе. У детей не остается свободного времени, чтобы выбрать самим, что им интересно. Мало времени на отдых, на физическое воспитание. В целом получается, что дети не могут восполнить затраченную энергию. Большая нагрузка ложится и на учителей – все свободное время уходит на оформление бумаг, отчетов (пусть даже и в электронной форме). Учителя должны учить детей, а не заниматься бюрократией. И должно быть у учителя время, чтобы подготовиться к уроку так, чтобы вызвать у детей интерес – оценить их способности, ведь все дети разные. 
 
В погоне за головокружительным прогрессом мы теряем многое – передачу опыта и ценностей, накопленных обществом, народную мудрость. 
 
- Востребована ли поэзия сегодня, или это умирающий вид искусства?
 
- Нельзя говорить, что поэзия умирает. Она никогда не будет мертвой, – «…доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Как и в человеческой жизни – у поэзии свои взлёты и падения. Что я знаю точно – настоящая Поэзия, как и вера, проникает в самые отдалённые уголки души и её исцеляет. В нескольких четверостишиях может быть заключен очень глубокий смысл. Выступая на своих концертах, я читаю не только свои стихи, но и произведения классиков и вижу какой отклик они вызывают у зрителей. А это значит, что поэзия живёт. В любом направлении деятельности, когда рождается выдающийся человек, может возникнуть всплеск. Но он может возникнуть только там, где общество подготовлено. Поэтому особенно важно сейчас сформировать все предпосылки культурного развития.
 
- Будучи детским писателем, вы видели несколько поколений детей. Изменились ли нынешние дети? Какие они сейчас? 
 
- Поколение 90-х росло в сложных условиях. Западная культура ворвалась и заполнила всё информационное пространство, сформировав общество потребления. Последствия мы пожинаем сейчас. Школа перестала заниматься вопросами воспитания детей, формированием личностей. Это разве правильно? Родителям некогда, надо работать, чтобы оплатить кредиты – воспитывает в итоге Интернет.

Я считаю, что надо учить добру с младых ногтей. Почему к сказкам обращаются все поколения? Потому что в сказках заложено добро. А художественные произведения позволяют сформировать культурное восприятие действительности у образованного человека. Настоящие писатели должны быть факелами просвещения. Почему мы обращаемся к классикам? Потому что многие написанные вещи до сих пор актуальны. 
 
Дети сейчас очень разносторонние и с большим потенциалом, быстро схватывают и развиваются. Все с гаджетами – а книгу забывают брать в руки. Сейчас их ничем не удивишь. Но мы стараемся, делаем интерактивные книги с озвучкой и анимацией в дополненной реальности, что вызывает полный восторг у детей и неподдельный интерес у родителей.
 
- Но чему именно должна учить современная школа?
 
- Уже сейчас надо задумываться о новом поколении. И отодвигать старый подход, который в 90-е годы разрушил наше общество. Какой может быть уровень образования, если библиотеки школ не пополняются художественными произведениями? Обычные библиотеки обновляют только периодику, жалуясь на нехватку средств для всего остального. В магазинах – засилье низкопробных произведений массовой культуры развлечения.
 
Но если каждый из нас будет делать свое дело хорошо, тогда и образование, и культура будут на самом высоком уровне. Задача школы – раскрытие потенциала личности, чтобы дети были образованными, честными, целеустремленными и умели отстаивать свою точку зрения.
 
Я хочу видеть нашу страну сильной, культурной и образованной. Чтобы нами гордились потомки!
 

Справка
 
Куншт Михаил Семенович – поэт, член Московской областной организации Союза писателей России, член Самарского Пушкинского общества.
 
Среди наиболее известных книги автора такие, как: «Волшебный мир стихов и сказок», сборник лирических произведений «Служу пером моей России».
В настоящее время выходит 8-томник произведений для детей «Сокровища сказочного ларца», среди которых 4 тома сказок в стихах и загадок; 2 тома сказок в прозе и загадок, 2 тома стихов, басен, поэтических переводов с болгарского и английского языков. Современные технологии, использованные при создании книг, оживляют персонажей сказок в интерактивной анимации дополненной реальности, кроме того книги содержат аудиозаписи стихотворений в авторском чтении, аудиозаписи голосов птиц и животных для загадок.
 

 
Книги «Сокровища сказочного ларца» получили высокую оценку от видных представителей образования, науки и культуры России.
 
«Михаил Куншт возродил в современной русской литературе жанр детской стихотворной сказки, давно забытый отечественными мастерами слова...
 
В сказках выражаются лучшие черты национального характера: бескорыстная любовь к родителям и родной земле, почтительное уважение к старшим и трепетная заботу о детях, искренняя веру в Бога и стремление жить по совести...
 
Опираясь на традицию русской детской литературы создал свою сказочную страну, в которой живут удивительные герои, чьи судьбы необычны и поучительны...
 
Сочинение Михаила Куншта — наглядный пример книги для семейного чтения, когда вечером в уютной гостиной за чаем с маковыми кренделями и липовым медом собираются взрослые и дети, кто-то из родителей открывает книгу и читает завораживающие душу сказки, в которых звучит милый и теплый голос поэта, запоминающийся неспешной сказовой манерой повествования, где есть место и тонкой иронии, и серьезному отцовскому наставлению.»
 
Доктор филологических наук, профессор кафедры мировой литературы ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина» С. Н. Травников

 
«Преданность и подлинное служение культуре русского слова выражаются, с одной стороны, в сохранности, знании, следовании традиции, с другой, в дерзновенном творчестве, изобретательности, требовательности к себе, с которыми писатель-поэт-творец служит своей Музе. Всё это есть в сочинениях Михаила Куншта, который пытается следовать легкокрылой, свободно поющей пушкинско-ершовской-никитинской традиции, современную же креативность сюжетов, мыслей и слов, то есть способность к новизне и творчеству, несомненно оценит сам читатель...
 
Михаил Куншт пишет воздушно и остроумно, в основном, эта легкокрылость достигается тем, что, «оперённый рифмой парной», он чувствует ритмику стиха и зачарован музыкой русского слова, что и позволяет делать жизнь как «праздник календарный»...
 
...книги Куншта – образец компьютерно-разноцветного «каравая». В них вместе с черно-белым текстом благодаря компьютерной графике и технике оживают реально поющие птицы, на обложке вырастают фантастические замки и дворцы – кто возразит, что это не развитие книжной культуры?…»
 
Доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени А. С. Пушкина, заслуженный профессор института Пушкина, член Союза писателей России В. И. Аннушкин