ОБУЧЕНИЕ С ПЕЛЕНОК?

ОБУЧЕНИЕ С ПЕЛЕНОК?
20 февраля 2015 г
Когда следует начинать учить иностранный язык, чтобы обучение было эффективным и приносило ребенку радость? Мнения на этот счет существуют разные. За советом мы обратились к специалисту — директору лингвистического клуба «Я-Полиглот» Надежде Шишовой

Надежда ШИШОВА,

директор лингвистического
клуба «Я-Полиглот»

— Надежда, в каком возрасте можно начать учить иностранный язык?
— Отвечу вопросом на вопрос: а по какой методике? В современном мире выбор эффективных способов изучения иностранных языков очень велик. Самое главное —подобрать тот, который соответствует возрасту и психофизиологическим особенностям обучаемого. Так, если применить к трехлетнему ребенку школьную методику — посадить за парту, вручить книжку — ничего хорошего из этого не получится: слезы малыша, нервный срыв и ощущение собственной педагогической никчемности у мамы…
Дошкольный возраст уникален: это так называемый сензитивный период, когда иностранный язык усваивается легко, без усилий со стороны ребенка, просто за счет организации вокруг него правильной обучающей среды.
 
— Что же это за среда?
— В ее основе — естественное освоение языка, как и в случае с родным. Сначала нужно предоставить ребенку возможность наслушаться иноязычной речи. И это должны быть не просто записи сказок или песенок — важно, чтобы речь была максимально диалогичной, то есть выполняла свою коммуникативную функцию. На практике это выглядит как диалог педагога с ребенком или с игрушкой — в ситуации, ясной малышу.
Период слушания позволяет ребенку понять значение определенных слов и фраз и готовит его артикуляционный аппарат к произнесению иноязычных звуков. При работе с малышами нет насильственной «постановки» звуков, нет нажима — все происходит через игру, естественным путем.
 
— А что дальше?
— Вторая ступень, как и в родном языке, — собственно говорение. Педагог стимулирует и создает разнообразные речевые ситуации, в результате чего у ребенка формируется способность поддерживать диалог на любые темы, свойственные дошкольному возрасту. Это может быть разговор о себе, о семье, об игрушках, о погоде, о ежедневных занятиях, игра «в магазин».
Данная методика позволяет сформировать фразовую диалогическую речь, а не просто выучить набор слов или стишков, как это часто происходит при неумелых попытках раннего обучения иностранным языкам. После обучения говорению переходим к чтению, а освоив чтение — к письму. Это опять-таки соответствует естественному освоению родного языка: сначала слышим, потом говорим, затем читаем и только потом пишем.
 
— Как часто нужно заниматься с ребенком по этой методике?
— Двух-трех раз в неделю по 25-30 минут в принципе достаточно.
 
— Может ли мама заниматься с ребенком самостоятельно?
— Да, при соблюдении нескольких условий: хороший уровень владения языком у мамы, особенно в части произношения; знание дошкольной методики обучения иностранным языкам; наличие силы воли, чтобы действительно заниматься регулярно, а не раз в месяц.
 
— Лучше заниматься индивидуально или в группе?
— Для дошколят — конечно, в группе. Это и веселее, и социализация идет полным ходом. Повторение плюс общение — именно то, что нужно для изучения языка, и групповые занятия идеально соответствуют этим условиям.
 
— Получается, изучать иностранный язык можно только с трех лет?
— По данной методике — да. Существуют и другие способы — например, хорошо известный «метод гувернантки», который широко практиковали еще в царской России. В этом случае носитель языка постоянно проживает в семье или регулярно приходит общаться с ребенком. Данный метод можно применять практически с рождения, но, конечно же, он потребует больше ресурсов, чем тот вариант, о котором я рассказывала выше.
Это важное преимущество: методика, по которой работаем мы, по карману большинству родителей.
 
Беседовала Оксана Ярун


Теги: Иностранный язык