Анкета «ОПТИМА СТАДИ»

Анкета «ОПТИМА СТАДИ»
7 октября 2016 г
Виталий Типикин, выпускник Manchester Metropolitan University (MMU) (Великобритания)

– Почему вы приняли решение о получении образования за границей? 

– В России я учился в школе с углубленным изучением английского языка и получил возможность съездить на двухнедельные курсы в Оксфорд. Оксфорд мне показался маленьким и немного скучным, 
а вот Лондон, куда нас повезли на экскурсию, поразил. Фантастический город, где бурлит жизнь, множество интересных людей, разнообразие архитектуры. Когда я с золотой медалью окончил школу, мы, конечно, изучали варианты вузов и в США, и в Канаде, но все же я понимал, что, скорее всего, выберу Великобританию. 

– Какое учебное заведение вы выбрали? И почему?

– Мы рассматривали колледжи в Лондоне и Манчестере и решили, что начинать учебу за границей все же лучше в городе более спокойном и не таком большом. Поначалу я определялся между экономическим и инженерным направлениями. Выбрал в итоге бизнес и поступил в колледж INTO Manchester, а спустя год – в Manchester Metropolitan University (MMU) на факультет бизнеса и права, по специальности «Управление бизнесом». Я посмотрел перечень преподаваемых на этой специальности предметов и понял, что там я познакомлюсь с основами и маркетинга, и финансов, а также научусь применять знания на практике. 

– Сложно ли вам было интегрироваться в британскую систему образования? 

– Мне очень помогло то, что сначала я прошел обучение в INTO Manchester по программе Foundation. В течение года нас готовили к обучению в университете, знакомили с его особенностями. Учили, как проводить исследования, как писать курсовые. Не могу сказать, что мне было некомфортно, но британская система образования оказалась совсем непохожей на российскую. Скажем, к концу первого семестра мы писали курсовые, а в конце года сдавали уже общий экзамен. Большинство экзаменов письменные. Как правило, дается задание написать эссе по той или иной теме. И требования к написанию эссе очень строгие. Обязательно нужно указывать автора приводимой цитаты и год издания его книги. 
А таких цитат в одном эссе может быть около двадцати, и всю эту информацию нужно держать в голове.

– Какие отличия российской системы образования от британской вы бы отметили? 
Поскольку я заочно учусь еще и в Самарском архитектурно-строительном университете на инженерно-экономическом факультете (уверен, от образования нужно брать по максимуму, и российский диплом мне также пригодится), я успел подметить целый ряд таких отличий. Во-первых, большой объем работы студенты в Англии выполняют самостоятельно. Если в колледже я учился пять дней в неделю, то первый год в университете уже три дня, а последние пару лет занятия и вовсе проходили два дня в неделю. С тьютером мы выбирали тему курсовой, он советовал, как выстраивать работу и проводить исследования, а после этого я шел домой и начинал вникать в материал. Такой подход научил меня самостоятельности и грамотному распределению времени и сил. Еще я бы отметил открытость и приветливость британских преподавателей. Между преподавателем и студентом здесь нет такой дистанции, как в российских вузах. На сайте университета указаны их телефоны и электронная почта. В любое время можно назначить с преподавателем встречу и обсудить возникшие вопросы. Ко всем преподавателям мы обращались просто по имени, иногда вместе ходили обедать. Кроме того, многие из них имели опыт работы в бизнесе, и потому общение с ними мне дало действительно многое.Еще одно отличие британской образовательной системы я бы сформулировал так – там учат мыслить. Если за 11 лет учебы в российской школе мы привыкли к зубрежке, то здесь куда важнее умение работать с информацией, анализировать и делать выводы. Скажем, на экзамене по Глобальной стратегии дают задание написать эссе о том, на что следует ориентироваться крупному бизнесу: на максимизацию прибыли или на ответственность перед обществом. Правильного ответа тут нет, но ты должен знать, что говорят по этому поводу разные экономисты, сравнить их точки зрения и сделать собственный вывод. Ты можешь ошибиться, но не можешь не показать умение мыслить. 

– Вас устроили условия проживания студентов? 

– Поскольку на момент поступления в колледж мне было 16 лет и я не мог жить один, сначала меня направили в английскую семью. 
Это была милая супружеская пара, живущая в настоящем английском доме, как в «Гарри Поттере». К слову, Манчестер очень студенческий и молодежный город. Мне повезло, что манчестерский акцент не такой сильный, как, скажем, ливерпульский или ирландский, поэтому я сразу же легко стал понимать местную речь. Затем я переехал в общежитие при университете, а сейчас живу в небольшой частной студии. Это своего рода гостиничные сети для студентов, которые раскиданы по всей Англии. Они чуть дороже, чем университетские общежития, но зато комфортнее. В общем холле на первом этаже есть телевизор, бильярдный и теннисные столы, имеется прачечная и охрана 24 часа в сутки. 
В Англии большой и хороший выбор студенческого жилья. Еще мне с первого же дня понравился кампус нашего университета. Новое, современное и очень уютное здание. И кстати, MMU с каждым годом все выше поднимается в рейтинге британских вузов. За последний год он отыграл 25 позиций, а по оценке влиятельной аккредитующей организации AACSB вошел в 5% лучших мировых бизнес-школ. 

– Планируете ли вы продолжить обучение за границей? 

– Да, я уже подал документы на магистратуру по специализации «Финансы» в четыре университета, и сейчас жду ответа. Во время учебы мы организовывали несколько бизнес-проектов, и везде я оказывался финансовым директором. Однажды мы с одногруппниками придумали бизнес-проект по проведению клубных и корпоративных вечеринок. В Англии есть Организация молодежного предпринимательства Young Enterprise, помогающая в подобных начинаниях. Кто-то в нашей группе занимался производством попкорна, кто-то создавал маркетинговую компанию. 
Далеко не все ребята сумели заработать или хотя бы выйти в ноль, мы же сделали прибыль в размере 1000 фунтов, что очень неплохо для первого бизнеса. Думаю, у меня неплохие шансы на поступление в магистратуру, поскольку университет я окончил с отличием.
По поводу дальнейшей карьеры я пока не загадываю, но обязательно по окончании учебы постараюсь найти работу в Великобритании, хотя понимаю, что для этого придется приложить колоссальные усилия. Мне бы хотелось поработать в Англии год или два, потому что подобный международный опыт, я уверен, очень поможет в дальнейшей карьере в России.