«ВРАЧ ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ»

«ВРАЧ ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ»
15 марта 2015 г
Гузель УЛУМБЕКОВА
разработчик «Концепции развития непрерывного медицинского образования в России»
Как приблизить качество медицинской помощи в России к мировым стандартам? Какие условия необходимо создать для врачей, чтобы они могли постоянно повышать свою квалификацию и получать информацию о новейших лекарствах и методах лечения? Об этом в эксклюзивном интервью журналу «Международное образование и языки» рассказывает разработчик «Концепции развития непрерывного медицинского образования в России» Гузель Улумбекова
С этой маленькой изящной женщиной с добрыми и немного усталыми глазами я познакомилась в самолете, летевшем из Брюсселя в Москву. Узнав, что я из Самары, Гузель Эрнстовна улыбнулась: почти землячки, обе с Волги. Она родилась и выросла в Казани и некоторое время работала в Самаре — являлась советником губернатора по вопросам организации здравоохранения, а также отвечала за разработку Стратегии развития здравоохранения Самарской области до 2020 года. Теперь живет в Москве, где руководит основанным ею крупнейшим медицинским издательством России «ГЭОТАР-Медиа», а также Ассоциацией медицинских обществ по качеству (АСМОК).
Оказалось, что моя спутница возвращалась с международной медицинской конференции. Я удивилась: почему одна, без переводчика? Гузель Эрнстовна пошутила, что экономит командировочные — не только прекрасно понимает докладчиков, но и сама выступает на конференциях на английском. Ведь знание иностранных языков так важно для врача — нужно всегда быть в курсе последних достижений в медицине и внедрять их, не дожидаясь переводных публикаций в русских изданиях.
На прощание она подарила мне свою монографию «Здравоохранение России. Что надо делать». Прочитав ее, я поняла, что встретившаяся мне случайно женщина — настоящий ученый, хороший аналитик и принципиальный, болеющий за дело человек.
Я следила за выступлениями Гузели Эрнстовны в прессе во время дискуссий по поводу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Гордилась тем, что представители медицинского сообщества, среди которых был знаменитый доктор Рошаль и его ученица Улумбекова, смогли, несмотря на сопротивление чиновников, внести важные изменения в этот вызвавший немало споров документ.
Сейчас Гузель Эрнстовна работает над Концепцией непрерывного медицинского образования, что и стало темой нашей беседы.
 
— Гузель Эрнстовна, почему Концепцию медицинского образования необходимо менять? Чем вас не устраивала прежняя система повышения квалификации?
— В России создана еще стараниями Семашко — нашего великого организатора медицины — такая система здравоохранения, равной которой нет до сих пор во многих странах. И система медобразования всегда была одной из лучших в мире. Однако современность вносит свои коррективы: происходит ускорение обмена информацией, появляются новые, высокотехнологичные методы лечения, эффективные лекарства, а наши врачи по-прежнему повышают свою квалификацию лишь раз в пять лет, причем нередко по устаревшим программам. У медиков зачастую нет доступа к новейшим публикациям, современным клиническим рекомендациям, к тому же они нуждаются в поддержке своих коллег при принятии клинических решений, от которых зависит жизнь пациента.
 
— В вашей работе «Здравоохранение России. Что надо делать» важнейшими задачами названы улучшение показателей здоровья населения и увеличение продолжительности жизни до 74 лет. Как добиться этих целей?
— Для этого нужны недюжинные усилия и определенные условия. Сегодня катастрофически не хватает врачей и медсестер, особенно в первичном звене и на селе. Чтобы исправить ситуацию, необходима привлекательная зарплата — как минимум в 2 раза больше, чем в среднем по стране. Именно так и даже выше оплачивается труд врачей в развитых странах. Нужны хорошие условия работы, возможности для повышения квалификации и профессионального роста.
Вторая главная задача на пути улучшения здоровья — дать возможность пациентам получать бесплатные лекарства по рецепту врача на сумму в 4-5 раз большую, чем сейчас.
Также необходимы мощные профилактические программы по улучшению условий труда на производстве, восстановлению школьной медицины, повышению мотивации населения к ведению здорового образа жизни — так, как это было в советские времена.
Причем деньги придется найти в федеральном бюджете, поскольку в большинстве регионов население живет бедно, а работодатели также с трудом выдержат дополнительную налоговую нагрузку.
 
— Что значит непрерывное образование? В чем суть ваших предложений?
— Непрерывное образование медицинских и фармацевтических работников начинается после получения специальности и продолжается в течение всей жизни (в терминах существующей нормативной базы — дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации). Непрерывность означает, что врач должен за 5 лет набрать 250 часов, или баллов образовательной активности, причем не менее 50 часов ежегодно (а не 144 часа один раз в 5 лет с отрывом от производства, как сейчас). При этом очень важно, чтобы осуществлялся контроль полученных врачом знаний.
 
— А медицинские работники не будут протестовать, поскольку это дополнительная нагрузка?
— В этом и состоит задача профессиональных обществ — сделать образование интересным и удобным для врача. Для этого нужны современные технологии — электронные, дистанционные, симуляционные. Например, доступ к электронным медицинским библиотечным системам и модулям через Интернет на рабочем месте. Такие решения уже имеются или активно разрабатываются профессиональными медицинскими обществами по всем специальностям. Мы помогаем внедрять эффективное симуляционное обучение, при котором врач учится не на пациентах (как было тогда, когда я получала медицинское образование), а на высокотехнологичных симуляторах и тренажерах, имитирующих живых людей. Более того, в зачет 250 часов будут браться все образовательные мероприятия: семинары, посещение конференций, научная работа, наставничество. Самое главное — необходимо соблюдать высокое качество этих мероприятий. А вот это, так же как и разработка конкретных механизмов реализации непрерывного медицинского образования, уже задача координационного совета.
И обязательно хочу добавить: профобразование должно быть бесплатным для самих медиков.
 
— Для решения столь грандиозных задач должно быть предусмотрено соответствующее финансирование…
— Мы рассчитали, что на нашу программу потребуется не менее 3 млрд рублей в год. Но эта сумма должна формироваться из средств федерального и региональных бюджетов, ОМС и работодателей, а также грантов фармацевтических компаний. Причем хочу отметить, что эти инвестиции дадут высокую отдачу: за счет улучшения результатов лечения пациентов на каждый вложенный рубль прибыль составит не менее 10 рублей.
 
ЦЕНА ОШИБКИ
Великобритания: ежегодно регистрируется 850 тыс. осложнений, связанных с неправильными действиями врачей. Такие осложнения возникают у 10 процентов госпитализированных пациентов, что обходится в дополнительные 8,5 дня госпитализации. Ущерб — 3 млн долл. США.
Канада: врачебные ошибки регистрируют у одного из 13 госпитализированных.
США: ежегодно регистрируется 98 тыс. смертей, связанных с врачебными ошибками. Ущерб — 17-29 млн долл. США.
Россия: статистика врачебных ошибок не ведется. По данным экспертизы качества медицинской помощи, лечение каждого третьего пациента не соответствует установленным стандартам.

Беседовала Татьяна Гриднева


Теги: Персона, Профессия, Медицина, Мнение