За горизонтом: будущее международного образования

За горизонтом: будущее международного образования
7 февраля 2017 г
Современный мир претерпевает глубокую трансформацию. Уже в ближайшие годы в балансе экономических и политических сил произойдут глобальные изменения. Огромное влияние они окажут и на структуру международного образования.

Инструмент мягкой силы 

За последние 25 лет количество людей, живущих за чертой бедности, сократилось с 2 миллиардов до 836 миллионов. И хотя множество вопросов о социальном неравенстве и несправедливом распределении ресурсов по-прежнему остается открытым, прогресс в решении проблемы нищеты и увеличении среднего класса во многих развивающихся странах очевиден.  

По результатам исследования, проведенного компанией
PricewaterhouseCoopers (PwC), уже в ближайшем будущем экономическое влияние с западных рынков будет смещаться на рынки Азии, а также ряда других быстрорастущих экономических регионов. Исследователи PwC предполагают, что глобальный экономический рост замедлится после 2020 года и ВВП новых рынков превысит показатели ВВП развитых на сегодняшний день стран. По некоторым показателям экономика Китая уже превышает размеры экономики США, а к 2028 году и вовсе ее обгонит. Индия станет второй по размеру экономикой мира к 2025 году, Мексика и Индонезия перегонят Великобританию и Францию к 2030 году, а Нигерия и Вьетнам войдут в число наиболее динамично развивающихся экономик мира через 30-40 лет. 

Таким образом, объединенный ВВП Е7 (семи крупнейших развивающихся стран: Бразилии, Индии, Индонезии, Китая, Мексики, России и Турции) к 2030 году превысит ВВП G7. По данным PwC, совокупная доля США и ЕС в мировом ВВП сократится с 33% в 2014 году до предположительно 25% в 2050 году. «Смена полюсов экономической активности в сторону Азии может наступить раньше или позже, но общее направление и исторический характер этого изменения абсолютно очевидны», – отмечается в докладе. 
 
Подтверждение описанного эффекта мы наблюдаем на рынке мирового образования уже сегодня. Поскольку для большинства развивающихся экономик доступность образования и улучшение его качества станут определяющими в процессе успешного экономического и социального развития, спрос на образование во многих странах будет стремительно расти. Уже сейчас увеличиваются инвестиции в образовательную сферу, растет количество мест в вузах целого ряда стран, значительно улучшается качество предлагаемого там образования.

Образование стало не только рычагом для внутреннего развития страны, но и средством распространения ее влияния за рубежом, инструментом мягкой силы, возможностью реализовать дипломатические и торговые интересы.  Как следствие, страны, когда-то считавшиеся главными поставщиками студентов, в последнее десятилетие сами превратились в популярные образовательные направления. Так, Китай за сравнительно короткое время вошел в тройку лидеров мирового образования. Сейчас он уступает лишь США и Великобритании. Малайзия, Сингапур, Япония и Индия также взяли курс на увеличение количества международных студентов в своих вузах, большой акцент они делают на близлежащих регионах. 

А вот доля США на международном образовательном рынке упала: с 28% международных студентов в 2001 году до 22% в 2014 году. Тем не менее, США по-прежнему остаются мировым лидером в области образования. Количество иностранных студентов в стране росло в течение всего этого периода. Другой мировой лидер – Великобритания – стабильно удерживал свою долю мирового образовательного рынка – неизменные 11% на протяжении  последних 15 лет. Однако с недавнего времени и на Туманном Альбионе эти показатели стали снижаться. Во многом это объясняется ужесточением иммиграционной политики. 

В сотне лучших 

За последние десять лет набор иностранных студентов в российские вузы практически утроился. Сегодня в России на очных и заочных программах обучаются около 280 000 иностранных студентов, большинство из которых – граждане бывших советских республик, Казахстана, Беларуси и Украины преимущественно.  

Однако в ближайшем будущем в российских вузах ожидается приток иностранных студентов из Азии и Европы. Российское образование стало более привлекательным в глазах иностранцев благодаря тому, что увеличилось количество квот для них, а курс рубля значительно снизился. 

Кроме того, для укрепления системы высшего образования за последние несколько лет в России действительно сделано немало. В данный момент, к примеру, реализуется проект «5-100» – долгосрочная программа по увеличению конкурентоспособности российских вузов. Ее задача – включение как минимум пяти российских вузов в сотню лучших университетов мира к 2020 году. Если раньше большинство иностранных студентов приезжали на учебу в Россию из стран бывшего СССР (60-70%), то после запуска «5-100» география набора студентов значительно расширилась. Теперь в российских университетах увеличилось и количество англоязычных программ, что также положительно повлияло на приток студентов из стран Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки, Южной и Центральной Америки.  

В миссии привлечения иностранных студентов в Россию есть и другая, более долгосрочная цель. Обучение иностранцев, как известно, приводит к популяризации страны на международной арене. Каждый иностранный студент – потенциальный зарубежный контрагент, а возможно, и разработчик совместного научного проекта. Вернувшись на родину, он станет проводником российской культуры, знакомым с ней не понаслышке, не из предвзятых порой СМИ, узнавшим ее на собственном опыте. Именно такое сотрудничество способствует как укреплению добрососедских отношений, так и росту науки и экономики.

Новые вызовы 

Как отмечалось в недавнем докладе Британского совета, традиционная
расстановка сил, при которой одни страны являются поставщиками студентов, а другие – престижными образовательными направлениями, под влиянием транснациональных моделей и цифровых технологий стремительно меняется. Все больший интерес студенты проявляют к взаимозачету академических результатов и модульному образованию, а потому и рынок мирового образования становится все более сложным и менее предсказуемым. 

Поскольку лидеры международного образования сегодня сталкиваются с большим количеством вызовов на разных уровнях, а диверсификация собственных стратегий становится для них жизненно важной, компания ICEF GmbH запустила два сервиса по расширению возможностей образовательных учреждений: ICEF Mentor и ICEF Achieve. 
 
Сергей Краснянский,
директор по региону СНГ, ICEF GmbH

ICEF Mentor – это структурированный консалтинговый процесс, в ходе которого ведущие в сфере международного образования специалисты включаются в работу с представителями образовательного учреждения, проводят исследование процессов привлечения иностранных студентов, маркетинговых стратегий, системы набора и зачисления студентов, а  также услуг, предлагаемых студентам после поступления. 

ICEF Achieve, в свою очередь, является специализированной услугой по исследованию и консалтингу, предлагаемой ICEF в сотрудничестве с компанией Barton Caryle, занимающейся управленческим консультированием. Консультанты Barton Caryle – высокопрофессиональные практики с богатейшим опытом в сфере международного образования. ICEF Achieve дополняет программу практическим сопровождением рекрутингового процесса, построением агентской сети в востребованных регионах мира и сопровождением процесса набора международных студентов. 

Оба инструмента созданы для того, чтобы помочь образовательным учреждениям улучшить существующие стратегии, преуспеть в интернационализации своих услуг и получить максимально возможные результаты. Управление рисками, улучшение собственной конкурентоспособности и эффективная адаптация к технологическим изменениям – вот что входит в задачи сервисов ICEF Mentor и ICEF Achieve. 

Чтобы достичь выдающихся результатов в сфере международного образования, как, впрочем, и в других высококонкурентных сферах, необходимо выделяться и создавать собственные уникальные характеристики: от грамотного описания своих услуг, качественных образовательных программ и методов их преподавания до деталей студенческого быта. 
И даже если на данный момент ситуация непосредственно в вашем вузе представляется вполне оптимистичной, совершенствоваться необходимо и вам, ведь, как мы помним, большинство прогнозов сводятся к одному: глобальные перемены неизбежны и случатся они уже в самом ближайшем будущем.  

Выражаем благодарность ICEF GmbH и лично Сергею Краснянскому 
за предоставленный материал.