КАК НАЙТИ «СВОЙ» ENGLISH?

КАК НАЙТИ «СВОЙ» ENGLISH?
15 апреля 2015 г
Наши читатели часто просят нас подсказать, где и как лучше пройти языковую подготовку. И большая часть вопросов посвящена языку, без которого сегодня, увы, никуда — английскому. Как сориентироваться в методах изучения английского языка и выбрать тот, который подходит именно тебе? Советы дает опытный преподаватель Людмила Шанская
Людмила Анатольевна ШАНСКАЯ,
доцент кафедры иностранных языков СаГА

 
Людмила Анатольевна ШАНСКАЯ
Доцент кафедры иностранных языков Самарской гуманитарной академии.
В 1971 году окончила Куйбышевский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков.
Работала в школе №120 с преподаванием ряда предметов на английском языке, затем на кафедре иностранных языков Куйбышевского (Самарского) госуниверситета.
С 1981 года ведет курсы ускоренного обучения английскому языку взрослых по методу активизации резервных возможностей личности (автор Г.А. Китайгородская).
Автор (совместно с М.А. Майоровой) учебника «English. Интенсивный курс английского языка».
С 1996 по 2010 год являлась президентом областной Ассоциации преподавателей английского языка TESOL-ELT Samara.

«БЫСТРО» И «ИНТЕНСИВНО» НЕ ОДНО И ТО ЖЕ
¨ Сейчас на образовательном рынке огромное количество предложений типа: «Выучить английский язык быстро», «…за три недели» и так далее. Стоит ли им доверять?
Это не более чем рекламная приманка. Во-первых, «выучить язык» — некорректная формулировка, правильно — «овладеть основами общения на английском языке в рамках определенной тематики при объеме лексики…». Или «научиться пользоваться английским языком в турпоездке в различных ситуациях (отель, аэропорт, магазины, ресторан…)», или «научиться писать деловые письма». Вариантов много, главное, чтобы формулировка цели была конкретной.
Во-вторых, «быстро» и «интенсивно» — это не одно и то же. Да, можно получить определенный объем знаний и за три недели, но только при условии занятий каждый день и не меньше, чем по 4 часа (тогда получается средний объем элементарного курса — 60-70 часов).
В-третьих, все, что быстро усваивается, быстро испаряется. Нужны подкрепление реальной речевой практикой и последовательная, упорная, регулярная самостоятельная работа над языком (чтение, переписка, интернет-общение).
 
¨ Стоит ли идти на групповой интенсив, если цель — подтянуть грамматику или подготовиться к экзамену?
Не стоит. В этом случае имеет смысл поискать преподавателя для индивидуальных занятий. А вот если цель — научиться разговаривать, то, конечно, лучше идти в группу.
 
¨ Подойдет ли методика групповых занятий замкнутому и стеснительному человеку?
Естественно, комфортнее всего в условиях группового обучения чувствуют себя люди коммуникабельные и подвижные. Неумение же замкнутого человека включиться в игру, сосредоточиться на «здесь и сейчас» мешают и ему самому, и группе в целом. Но нередко бывает, что вкус к общению проявляется именно во время занятий, если каждая из сторон проявляет терпение, а преподаватель доброжелателен и своим поведением внушает уверенность в том, что все получится.
 
¨ Можно ли выучить язык с помощью программы на телевидении? Английский за 16 часов — это реально?
Ну, если кто-то выучил английский по ТВ за 16 часов, я восхищаюсь этим фантастически одаренным человеком! Если я правильно поняла, то вопрос касается популярной программы «Полиглот» с участием Дмитрия Петрова. Здесь важно, насколько результат совпал с заявленной ведущим целью, а именно «научить общаться на разные темы». Так вот общаться, тем более «на разные темы», не получилось. А что получилось? Участникам проекта дали представление о грамматической системе языка, и они набрали некоторое количество фраз, чтобы суметь рассказать о себе. Это ровно то, что и может получиться за 16 часов. Если же говорить о чисто методическом анализе этих телеуроков, то, конечно, бросаются в глаза и отсутствие четкой программы действий преподавателя-ведущего, и случайные, никак не связанные между собой ни контекстом, ни ситуацией фразы, которые он предлагает слушателям для перевода. Слушатели постоянно уводят ведущего в сторону вопросами типа «А это как сказать?», время идет, плана нет, но при этом все довольны.
Так что программа «Полиглот», предлагаемая широкому зрителю, — это телешоу, и не более. Хотя, надо признать, шоу не самое плохое.
Кстати, в истории нашего телевидения есть прекрасные образцы языковых телеуроков. В 70-е годы прошлого века шел такой цикл передач, а языковой материал печатался в газете Moscow News. Это были образцы диалогов, инсценировки, песенки, шутки. Каждый урок посвящался отдельной теме, например, «У врача», а ведущими и участниками были молодые преподаватели и студенты-лингвисты. Жаль, что этот опыт остался в прошлом, а спряжение глаголов по телевизору объявляется новацией.
 
АНГЛИЙСКИЙ ДЛЯ РЕБЕНКА
¨ Родители планируют отправить ребенка в университет за границу. Английский у него слабый. В распоряжении — год. Реально ли за этот срок подготовить ребенка и какой метод лучше предпочесть?
Год — это достаточный срок, после которого можно говорить об ощутимых результатах. Сначала лучше привлечь преподавателя, который, поработав с ребенком индивидуально, даст обоснованный совет, какая форма дальнейшего погружения в язык подойдет именно ему. Для большинства детей, ранее занимавшихся с репетитором, лучший способ окончательно снять боязнь общения на иностранном языке — отправиться в хорошую языковую школу. Оптимально, если это будет зарубежная языковая школа.
 
¨Ребенок учится в классе с углубленным изучением английского. Прогресса в языке нет. Занятия сводятся к бесконечным письменным «проектам». Учитель говорит, что это какой-то особый метод. Может, лучше сменить школу?
Объяснение учителя неубедительно. Большая часть школьного урока должна быть посвящена именно речевой практике. К сожалению, сейчас в школах слишком много buzz words: проект, портфолио, презентация… Если педколлектив увлечен именно этим, то школу лучше действительно сменить.
 
¨Насколько сертификаты типа IELTS, TOEFL адекватно оценивают уровень владения английским?
Вполне адекватно. Это международные сертификаты, отражающие уровень владения языком в соответствии со стандартами оценивания, разработанными европейскими и американскими экспертами. Они учитываются при зачислении в учебные заведения и приеме на работу во многих странах.
 
УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕЦЕПТА НЕТ
¨ Стоит ли стремиться обучаться исключительно у носителя английского языка? И если да, то должен ли он быть профессиональным преподавателем?
Начинать учиться лучше у преподавателяпрофессионала, причем своего соотечественника, который учит, опираясь на родной язык как язык-посредник. Это позволяет обучаемому осознать сходство и различие между двумя языковыми системами, избавиться от отрицательной языковой интерференции (то есть от влияния родного языка). А вот после того, как вы овладели основами языковой системы, целесообразно воспользоваться услугами преподавателя — носителя английского языка. Если речь идет именно об обучении, то, конечно, носитель языка должен быть профессиональным преподавателем. А вот общаться за рамками регулярных занятий можно с каким угодно носителем английского языка — с парикмахером, рокером, спортсменом и т.п. Если вы понимаете и вас понимают — мои поздравления!
 
¨ Специалист российского предприятия (ранее изучавший, но не выучивший немецкий), должен без отрыва от работы овладеть английским языком на уровне, позволяющем ему общаться с иностранным руководством, вести деловую переписку. Какой метод в данном случае оптимален?
Непростая задача, поскольку нужна практика и в устной речи, и в чтении, и в аудировании, и в письме. Для начала лучше позаниматься с преподавателем индивидуально, освоить азы грамматической системы, при этом ни в коем случае не растягивать процесс. Затем пойти на курсы или в языковую школу. Можно пойти на интенсивный курс на 2-3 месяца и научиться навыкам общения в условиях групповых занятий. А дальше продолжать заниматься с преподавателями — носителями языка по учебным пособиям, рассчитанным на подготовку к международным экзаменам. И обязательно заниматься самостоятельно. Нужно самому «заболеть» языком — постоянно читать, слушать, смотреть фильмы и новости («Евроньюс», например). Разрабатывать ухо очень важно!
 
¨ На какие моменты стоит обратить внимание, выбирая языковой центр? Что должно насторожить?
Побывав в языковом центре, посмотрите, в каких условиях ведутся занятия, как оснащена аудитория, кто преподает. Обязательно нужно изучить сайт центра, причем изучить критически. Так, видео выпускного вечера никакой полезной информации не несет. К сожалению, чаще всего понять, что вы ошиблись в выборе языкового центра, можно, только проучившись какое-то время. В любом случае, если, скажем, в течение месяца с вами делают упражнения по книжке и большую часть занятия проверяют домашнее задание, то, скорее всего, лучше поискать что-то другое. На мой взгляд, лучше всего опираться на сарафанное радио и учить английский язык там, где проходили обучение люди, мнению которых вы доверяете.
 
¨ Существует ли универсальный метод изучения английского языка, подходящий всем без исключения?
Такого метода, увы, не существует. Детей младшего возраста, студентов неязыковых специальностей, будущих преподавателей иностранного языка, переводчиков, взрослых людей нельзя учить одинаково. Отсюда — разные методики обучения языку. Главное, что нужно понять, — нельзя научиться языку, не напрягаясь. Как любая интеллектуальная деятельность, изучение языка (и традиционное, и интенсивное) требует усилий. Правильно выстроенный курс — это мажорная атмосфера, доверительные отношения и продуктивное взаимодействие между преподавателем и группой, ролевая игра… Но научить того, кто не готов учиться, невозможно.


Теги: Иностранный язык, Английский язык