Юбилейный фотопроект «БГ»

Юбилейный  фотопроект «БГ»
7 февраля 2017 г
В этом году компания «ОПТИМА СТАДИ», издающая журнал «БЕЗ ГРАНИЦ», празднует юбилей. 10 лет! По этому поводу совместно с талантливым фотохудожником Олегом Вязанкиным мы создали уникальный фотопроект, который вскоре увидит свет. А пока Олег делится с нами секретами своих удивительных работ.
 
Обычно «натюрморт» трактуется как «мертвая природа», что не очень правильно, на мой взгляд. Будто бы снимать в этом жанре можно только яблочки и цветочки. Это все штампы, конечно. Английский термин still-life – «тихая жизнь» – куда ближе к делу, но и он не исчерпывающий. Самую актуальную формулировку, пожалуй, придумали российские фотохудожники – «натюржив». Она передает точный смысл того, чем мы занимаемся, потому что, если не бояться и выйти за рамки традиционного, в натюрморте можно рассказать любую историю, описать любой характер или эпоху…  

В фотографии существуют строгие законы композиции, правила третей, диагонали. Еще есть правило, рекомендующее художнику приступать к съемке лишь имея готовую концепцию
будущего снимка, а то и предварительно его зарисовав. 

Я нарушаю почти все эти правила. Чем больше думаю над снимком, тем выше вероятность того, что окончательный результат мне не понравится. Горожу композицию, улавливаю возникающие эмоции… Поначалу могут быть лишь образы – шахматы, бабочка и деревянный человечек, – а потом я вижу, что образы сами собой складываются в набоковского «Лужина». Вещи для съемки я отбираю скрупулезно. Иногда в комнате их оказывается гигантское количество, при этом 80% из них, пройдя «кинопробы», в окончательный кадр не попадают. Вещи, как и люди, могут быть очень капризными: порой не хотят вставать на отведенное им место или вовсе начинают диктовать условия. Приходят они ко мне отовсюду. К примеру, чучело черепахи (да, она неживая) было привезено из Греции,
склянка с пауком (если присмотреться, на ней написано
«Тарантулъ») столетие назад принадлежала
Самарской мужской гимназии.   

А вот новые вещи мне неинтересны. Несколько раз я пробовал использовать их, но до финала они не доживали, на снимке им просто не находилось места. У старых предметов есть судьба, своя аура. Они потерлись в руках, заработали биографию, а новые… думаю, им пока еще рано попадать в вечность.