ИСКУССТВО БЫТЬ КОМАНДИРОМ

ИСКУССТВО БЫТЬ КОМАНДИРОМ
1 мая 2015 г
Андрей ЛИТВИНОВ
Лётчик 1 класса, отличник «Аэрофлота»
Профессия летчика всегда была окружена ореолом романтики, вызывала всеобщее уважение и восхищение. Мальчишки мечтали о том, чтобы оказаться за штурвалом, а летные училища штурмовались выпускниками школ. Так ли это сейчас? Своими размышлениями о профессии, которая ближе к звездам, чем к земле, делится летчик Андрей Литвинов.

Портфолио

Андрей Александрович Литвинов
Родился в Ташкенте в 1963 г.
В 1986 году окончил Высшее летное училище гражданской авиации в Актюбинске.
Работал в Брянске. В 1991 году переехал в Москву.
Летал на самолетах ЯК- 40, ТУ-154, Боинг-737. В настоящее время – пилот А-320.
Опытный КВС, летчик 1 класса, отличник «Аэрофлота».
Вся трудовая деятельность связана с авиакомпанией «Аэрофлот».
В юности увлекался музыкой (играл в составе группы).


– Андрей Александрович, бытует мнение, что профессия летчика – для героических романтиков. Это так?
– Сложно ответить однозначно. Мальчишки моего и более старших поколений грезили профессиями космонавтов, летчиков без оглядки на будущие зарплаты и льготы. Мы были счастливы просто от возможности летать, смотреть мир. Сейчас многими из тех, кто поступает в летные училища, движет в первую очередь материальный интерес. Услышали про «заоблачные» зарплаты пилотов – и вперед!

– Тем более что «мир посмотреть» можно и не будучи пилотом...
– А вот с этим, кстати, у нынешних летчиков дело обстоит гораздо хуже: времени на «посмотреть» практически нет. Раньше у нас были командировки, мы прилетали в пункт назначения и находились там достаточно долго. Я, например, в свое время облетал всю Африку, был и в Непале, и на Мальте... А сейчас все авиакомпании считают деньги, долго держать экипаж в состоянии отдыха невыгодно. И мы по сути превратились в водителей маршрутного такси – «туда-обратно». Какая уж здесь романтика!

– Кадровый голод в гражданской авиации, о котором так любят рассуждать СМИ и чиновники, – это правда? Неужели даже высокие зарплаты не спасают ситуацию?
– Не совсем так. Вторых пилотов вполне хватает. А вот командиры воздушных судов (КВС) действительно в дефиците. Объясню почему. Второй пилот, который окончил летное училище, приходит в авиакомпанию. Практически все сейчас эксплуатируют Боинги и Эйрбасы. А он в училище летал на Як-40 или на Л-410. Чтобы переучиться, требуется полтора-два года. Далее он начинает летать. И нужно еще несколько лет, чтобы налетать количество часов, позволяющее начать вводиться в командиры. До того момента, когда он, возможно, станет КВС, в среднем проходит 9-10 лет. За эти 10 лет многие действующие командиры уходят на пенсию, списываются по здоровью. Отсюда и перекос: вторых пилотов у нас вдвое больше, чем КВС.

– Видимо, с этим была связана идея ввести квоты на привлечение иностранных КВС. Как вы к этому относитесь?
– Идея рухнула вместе с курсом рубля. И слава Богу! Все авиационное сообщество изначально было категорически против привлечения иностранцев. Надо готовить свои кадры. В России для этого есть и все ресурсы, и все возможности. Иностранный командир – это гастарбайтер. Ему в другом месте дадут на тысячу долларов больше, и он перебежит туда. Я таких людей называю «шатунами».

– Как будто среди российских летчиков «шатунов» нет!
– Есть. Такие везде есть. Вот почему так важно, на мой взгляд, развивать так называемое «синьорити» – учет стажа работы летчика в одной авиакомпании. На Западе это активно практикуется: чем больше проработанных лет, тем больше льгот и тем выше заработная плата. В России это пока только формируется.

– В интервью одного из ваших коллег прочитала, что сейчас в профессию возвращаются те, кто вынужден был уйти в «лихие 90-ые». Такое возможно?
– Так и есть. Многие стали руководителями крупного бизнеса, но настоящая любовь к профессии берет свое. Они возвращаются и летают. В «Аэрофлоте» таких немало.

– Неужели навыки управления самолетом после стольких лет перерыва не утрачиваются?
– Если летать не умел, то никогда и не научишься. А если в училище всё было успешно и потом некий, хотя бы минимальный, опыт работы был сформирован, память всегда восстановит движения рук. А то, что человек отстал теоретически, так это всё поправимо. Люди садятся за учебники, сдают зачеты, усиленно штудируют английский. И всё получается.

– Среди ваших коллег есть и женщины. Как вы к этому относитесь?
– В нашей авиакомпании женщин-пилотов уже полтора десятка, и среди них уже два КВС. Скажу честно: у меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, я ими очень горжусь. А с другой стороны, мне их безумно жалко. Нагрузки, особенно у КВС, огромные. Мы же сейчас летаем по 90 часов в месяц: 5 дней работаем – один выходной. Но бывают и пиковые нагрузки – новогодние праздники, летние отпуска, когда количество рейсов увеличивается. Мне, взрослому, здоровому мужику, и то бывает тяжело. А они ведь девочки...

– Смогли бы работать вторым пилотом у женщины – командира экипажа?
– С удовольствием! А уж если она еще и симпатичная...

– Может ли быть так, что человек всю жизнь работает вторым пилотом и не становится КВС?
– Конечно. Быть командиром способен не каждый. Оцениваются ведь не только знания человека, но и его внутренняя готовность принимать решения, брать ответственность на себя. Потому что каждая секунда в самолете – это испытание. Если всё идет хорошо – слава Богу. Но ситуация может измениться в любой момент и не в лучшую сторону. Есть же категория людей, которая не может ездить за рулем автомобиля. Так и с КВС: не все психологически выдерживают груз ответственности.

– А вы за рулем лихачите?
– Совсем нет, несмотря на тридцатилетний водительский опыт. Если бы все ездили, как я, то не было бы не просто смертельных случаев, а даже мелких аварий. Я всегда езжу в правом ряду со скоростью 60, максимум 80-90 км/час. Еду, думаю о своем, слушаю радио. Наверное, мне хватает скорости на работе.

– Что такое успешная карьера применительно к летчику гражданской авиации?
– Каждый видит свою карьеру по-своему. Для кого-то предел мечтаний – стать КВС. Кто-то стремится стать командиром летного отряда. Кто-то видит себя сотрудником Росавиации.

– А вы?
– Считаю, что я на своем месте. Мне в этом году исполнится 52 года. Буду летать, пока позволяет здоровье и пока есть желание.

– Кстати, до скольких лет можно работать пилотом? Есть предельный возраст?
– КВС можно быть только до 65 лет. Дальше, если здоровье позволяет, можно продолжать летать, но уже только вторым пилотом. Правда, такого запаса прочности почти ни у кого нет, к сожалению.

– Возвращаясь к карьере… Никогда не возникало желания стать пилотом какого-нибудь VIP?
– Нет. И не потому, что я принципиально не хочу возить больших руководителей. Просто это очень специфическая работа, которая лично мне не очень подходит. Такие пилоты летают в два-три раза меньше, чем мы. При этом они напрочь лишены возможности как-то планировать свое личное время. Но всегда должны быть готовы к вылету. Знаете, как мы между собой называем отряд пилотов, обслуживающих высшее руководство страны? «Царская конюшня». Вот именно по этим причинам.

– Вы давно работаете в «Аэрофлоте». Это для вас вопрос престижа?
– Слово «давно» здесь неправильно. Я всегда работал в «Аэрофлоте». Не буду кривить душой: ситуации были разные. В 90-ые годы из «Аэрофлота» ушло много пилотов. И в новые российские авиакомпании, и за границу – в Китай, в Арабские Эмираты. И у меня такие мысли были. Но не ушел. Сейчас, конечно, не жалею об этом. Мы стали одной из лидирующих авиакомпаний в мире. У нас все самолеты новые, мы летаем четко по расписанию, наш сервис признается едва ли не самым лучшим в мире. Есть чем гордиться, и я горжусь, что являюсь частью этой авиакомпании.

– Да, отличная компания. Подтверждаю как пассажир. Кстати, в последнее время обратила внимание, что российские пилоты по примеру западных коллег стали гораздо более разговорчивыми. А вы во время рейса общаетесь с пассажирами?
– Конечно. Это успокаивает людей, поэтому мы стараемся выходить на связь чаще. Кстати, у меня был случай, когда супружеская пара, услышав мою фамилию, передала бортпроводнику, что не покинет самолет, пока со мной не сфотографируется. Пришлось пойти навстречу!

– Ну, понятно почему! У всех же на слуху принципиальный КВС Литвинов, который отказался задерживать рейс из-за «припозднившегося» иркутского губернатора и который выгнал из самолета хама-депутата.
– На самом деле это не вопрос принципиальности или смелости, это вопрос человеческого достоинства. Если бы в той ситуации диспетчер сообщил мне, что, например, на борт медики везут донорскую почку, которую в Москве очень ждут и человек без нее погибает, но застряли в пробке, я бы задержал рейс на час, на два, на три. Обратился бы к пассажирам и уверен, что они бы меня поняли. А опаздывающий на рейс чиновник, которого почему-то вынуждены ждать 120 человек, – это уже слишком. И нельзя допускать, чтобы это становилось нормой.

– Вы тогда в одном из интервью сказали очень важную вещь о том, что КВС должен быть командиром на своем самолете. Но многие ли ваши коллеги так же, как и вы, в состоянии настоять на своем?
– Не многие, к сожалению. Единицы. У нас много людей, которые сидят на командирских креслах и управляют самолетом. Но быть настоящим командиром – это другое. Это умение выдержать свою позицию, кто бы перед тобой ни находился.

– Вы любите фильмы об авиации? «Экипаж», например?
– Очень люблю. Именно этот фильм, кстати, дал мне путевку в жизнь, и я окончательно понял, чем хочу заниматься. И неважно, что там показаны обстоятельства, которые из разряда фантастики. Фильм-то не об этом. Он о людях, которые умеют принимать решения. О настоящих летчиках. Жаль, сейчас почти не снимают фильмов об авиации. О нашей профессии нужно рассказывать. Мальчишки должны заболеть небом, а не мечтать о работе банковского клерка.

– Представьте: снимают фильм, и вас приглашают на роль летчика. Согласитесь?
– С удовольствием. Все бы увидели, что мы, летчики, умеем не только летать!

Беседовала Алла Стефанская

Полезная информация
Где учат на летчиков гражданской авиации

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации www.spbguga.ru
    Филиал:
    • Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. П.Ф.Еромасова http://blu-ga.narod.ru
  2. Ульяновское Высшее авиационное училище Гражданской Авиации (Институт) www.uvauga.ru
    Филиалы:
    • Краснокутское лётное училище Гражданской Авиации www.kluga.ru
    • Сасовское имени Героя Советского Союза Г.А.Тарана лётное училище гражданской авиации http://sasovoavia.3dn.ru
    • Омский лётно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского http://oltkgarus.narod.ru


Теги: Профессия, Персона