«МИР ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ HENKEL»: НОВЫЕ ЭКСПЕРТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИР ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ HENKEL»: НОВЫЕ ЭКСПЕРТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
20 апреля 2015 г
В 2014 году был дан официальный старт проекта «Мир исследователей Henkel» в России. Это учебно-методическая программа, разработанная в Германии для школьников 8-10 лет. Ее цель — дать детям представление о работе настоящего ученого и воодушевить их на будущие свершения в науке.
ЧЕМ И КОГДА ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА?
В возрасте от 7 до 12 лет дети легко усваивают большие объемы информации, живо интересуются происходящим вокруг и активно «впитывают» окружающий мир, у них появляются первые мечты и формируются ожидания. Именно в этом возрасте многие родители задаются вопросом дополнительного образования для своих детей и стараются выбрать для них развивающие кружки и секции. Как правило, предпочтение отдается музыкальным, танцевальным и хореографическим занятиям, зачастую далеким от будущей профессии ребенка*.
Многие, впрочем, забывают о том, что одной из важнейших вех на пути становления личности ребенка является возможность окунуться в мир разных профессий еще в раннем возрасте. Основной задачей родителей в данном вопросе является подбор не только занятий, которые могут развить творческие способности ребенка, но и позволят ему подготовиться к определению будущей профессии.


ВЫБОР ПРОФЕССИИ – ЭТО ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
К сожалению, зачастую в этом вопросе дети ориентируются на мнение родителей или на модные тенденции. А это, как показывает практика, не всегда является верной стратегией. Кроме этого, обычно сами родители задумываются о профориентации своего ребенка в 9-10 классах, когда необходимо определиться с выбором университета и факультета. Но что сам ребенок может сказать об этом?
Разумеется, в 17-18 лет неподготовленному человеку трудно выбрать дело своей жизни, поэтому, опираясь при выборе профессии на неточные представления родителей или собственные иллюзорные надежды, редко совпадающие с реальностью, многим людям так и не удается раскрыть свой потенциал. Именно поэтому в вопросе профориентации лучше всего опираться на практику и собственный опыт, получить который можно на мастер-классах.
 
«НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ ШИРЕ…»
В 2014 году компания Henkel запустила в России программу «Мир исследователей», которая помогает детям познакомиться не только с работой исследователя, но и в целом научиться мыслить шире. Идея создания новой среды родилась у доктора Симоны Бажель-Тра, председателя Комитета акционеров и Наблюдательного совета компании Henkel.
Одним из любимых занятий Симоны были естественные науки. Таким образом, собственное увлечение подтолкнуло ее к созданию курса, который как можно раньше в игровой форме мог бы познакомить детей с увлекательным миром науки.
Учебно-методическая программа была разработана Катрин Зоммер (Frau Prof. Dr. Katrin Sommer), профессором кафедры «Дидактика химии» Рурского университета (г. Бохум, Германия), и состоит из практической базы и мастер-классов, тесно связанных с исследовательским процессом.
«Мир исследователей Henkel» гораздо шире школьной программы. Во время занятий дети на собственном опыте могут ознакомиться с основами научной грамотности, испытать, что значит быть исследователем, а также получить практические навыки, участвуя в экспериментах.
 
КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ
В России бесплатные занятия «Мира исследователей Henkel» проходят в музее занимательных наук «Экспериментаниум», а также в ряде московских школ.
В 2015 году компания приняла решение развивать инициативу в других городах России. Уроки проводят волонтеры, прошедшие специальные тренинги в компании.
Программа занятий состоит из двух тематических модулей«Клеи» и «Устойчивое развитие». В основе каждого раздела лежат реальные знания и опыт компании Henkel, полученные за время научных исследований.
Модуль «Клеи» позволяет детям узнать об основных свойствах клея, истории его использования, а также разобраться в том, какие вещества являются клеящими, из чего состоит клей, и насколько неотъемлемой частью нашей жизни он является. Кроме того, маленькие исследователи получают прикладные знания, применимые в повседневной жизни – их учат подбирать клей для разных материалов, делать клеящие вещества и даже использовать их для своих аппликаций и поделок.
Модуль «Устойчивое развитие» важен для получения знаний об  окружающей среде и для общего познания мира. Дети знакомятся с проблемой растущих потребностей человечества, учатся беречь природу, с уважением относиться к полезным ресурсам, а также заботиться о своем здоровье. В рамках модуля «маленьких исследователей» учат перерабатывать бумагу в картон и повторно использовать различные материалы.


НАУКА — ЭТО СОВСЕМ НЕ СКУЧНО
Зачастую дети считают, что научная работа - это скучный процесс, проходящий в стенах закрытой лаборатории. Авторы «Мира исследователей Henkel» утверждают обратное: научная работа – это интересная и креативная деятельность. В ходе занятий «маленькие исследователи» учатся основам эксперимента: высказать предположение и подтвердить или опровергнуть его на собственном опыте.
Обмен опытом между экспертами играет большую роль в развитии науки, и на примере мастер-классов дети совместно ищут решение поставленной задачи, практикуют навыки взаимодействия друг с другом. Но не из одной только креативности и общения состоит работа ученого. В ходе программы, дети вырабатывают навыки терпения, системного подхода и настойчивости, так необходимым в будущей деятельности.
Программа помогает детям найти себя или определить место науки в своей жизни. Россия стала первой страной, где программа вышла на международный уровень.  С момента запуска в занятиях «Мира исследователей Henkel» приняли участие более 1000 школьников. Инициатива была отмечена премией «Лучшие социальные проекты России 2014 года» и получила самые положительные оценки от непосредственных участников - детей, родителей, учителей, волонтеров и партнеров. Программа продолжает развиваться, включая новые школы и регионы России.
Родители, заинтересованные в том, чтобы школу их ребенка включили в инициативу, могут узнать о программе и оставить заявку на сайте: http://www.henkel-education.ru/1047-2/1062-2/?lang=ru
 
Материал подготовила Людмила Чередникова


Теги: Школа, Проблемы и решения, Опыт коллег